Развитие бизнес-инкубирования как ключевой элемент стартап экосистемы

Наверняка, Вы слышали о таком понятии как «бизнес-инкубатор» и знаете, что это, по сути, помощь предпринимателям-новаторам «под ключ». Но, мало кто знает, как и когда бизнес-инкубирование появилось в Казахстане. Мы расскажем Вам интересные факты и полезную информацию о том, как это работает в нашей стране. 

Для начала факты.
Первые прообразы бизнес-инкубаторов появились в Великобритании в середине XX века. Однако, первый инкубатор в современном понимании этого слова был создан в США в 1959 году Джозефом Манкусо. Он основал Batavia Industrial Center, где организовал новые рабочие места и тем самым, помог своему городу бороться с экономической депрессией.
Еще один важный аспект в истории инкубаторов - Кремниевая долина. Она стала своего рода стартовой площадкой для развития идеи сопровождать бизнес на ранних стадиях его развития.
В то время американские инкубаторы развивались благодаря трем составляющим: желание использовать старые промышленные помещения для нужд малого бизнеса; финансовая помощь государства для новых университетских программ в области инноваций и предпринимательства; предприниматели, которые делились своим опытом и вкладывали ресурсы в новые технологические компании.

В Европе и Азии показателен пример Израиля. Именно в этой стране создана специальная программа бизнес-инкубирования за очень короткий срок. Особенность программы в ее условиях–низкопроцентная ссуда, выдаваемая компании-разработчику, начинает выплачиваться только после удачного старта на свободном рынке. Иначе говоря, все силы инноватор бросает на доведение продукта до логичного завершения, привлекая сторонние инвестиции. Все участники проектов заинтересованы в успехе, так как владеют частью компании. В течение двух лет компания должна создать прототип продукта, разработать бизнес-план и подготовиться к привлечению коммерческих инвестиций. Проекты, которые были признаны неуспешными и закрыты, не несут никаких обязательств перед государством по выплате грантов.

Сегодня главная цель инкубаторов не просто помочь бизнесу крепко встать на ноги, а сформировать комфортную экосистему для развития перспективных проектов, которые по завершению программы смогут обрести экономическую и маркетинговую независимость. 

А теперь о том, как бизнес-инкубирование работает в Казахстане.

Казахстанские компании импортируют новые решения и специалистов из-за границы, но для долгосрочного развития технологий этого недостаточно. Необходимо создавать свои технологические разработки, адаптировать популярные в мире решения к особенностям рынка страны. В этой связи, нужна полноценная инновационная экосистема для коммерциализации технологий. Предприятиям необходимы стимулы для участия в инновационной деятельности. Такой подход обеспечит инвестициям в новые и цифровые технологии большую привлекательность, увеличит популярность и количество технологичных стартапов на территории страны. 

Как известно, бизнес–инкубирование - ключевой элемент поддержки малого и среднего бизнеса, и в этой связи для появления новых технологичных компаний, необходимо интенсивно развивать инновационную экосистему посредством инкубаторов. 
В Казахстане формировать элементы инфраструктуры начали с создания технопарков и венчурных фондов. Технопарк – это имущественный комплекс, в котором объединены различные объекты инфраструктуры. Смысл создания технопарка состоит в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности, т.е. по сути сформировать сообщество.
На сегодняшний день бизнес-инкубирование в стране представлено открытыми co-working площадками, образовательными организациями, офисами коммерциализации и инкубаторами при ВУЗах, площадками при СПК в регионах.
Бизнес-инкубирование, как бизнес, должны развивать частные компании, а задача и роль государства – создать благоприятную среду для их развития, оказать информационную поддержку, помочь в повышении качества их услуг. 
Сегодня основные инструменты по развитию системы бизнес-инкубирования предусмотрены в Программе по поддержке деятельности бизнес-инкубаторов в рамках «Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», оператором которой является АО «Национальное агентство по технологическому развитию».
Программа нацелена на развитие технологического предпринимательства через поддержку бизнес-инкубаторов. В рамках Программы, бизнес-инкубирование будет развиваться с учетом опыта передовых стран посредством:
1) финансовой поддержки текущей деятельности инкубаторов путем покрытия части операционных расходов, 50% операционных затрат бизнес-инкубатора;
2) методологической поддержки для развития компетенций как самих бизнес-инкубаторов, так и потенциальных стартапов, путем привлечения ведущего международного партнера, имеющего опыт управления инкубатором и создания акселерационных программ; 
3) предоставления грантов для развития технологических проектов резидентам, получивших поддержку бизнес-инкубаторов до 50 млн. тенге, 80% от обоснованных заявленных затрат.
Выбор бизнес-инкубаторов будет осуществляться на конкурсной основе Комиссией, в составе представителей заинтересованных госорганов и организаций, внешних экспертов, независимых организаций. Комиссия принимает решение исходя из количества выпускников бизнес – инкубатора и наличия успешных проектов; количества проектов готовых к работе на момент подачи заявки; материально-технического оснащения и интервью с представителями бизнес – инкубатора.
Прием заявок на участие в конкурсе по отбору бизнес-инкубаторов открыт с 14 июня 2018 года по 3 июля 2018 года в АО «Национальном агентстве по технологическому развитию».  Подробнее.